Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспомнил детство, зоологический музей, куда его водил его отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество сейчас борется за то, чтобы наша Земля не превращалась в огромный зоологический музей, чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа - не беспредельный склад, запасы истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение надо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут помногу понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка.) Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Интересный пример, ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Он ведь развлекается, пугая, ему нравится что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут- то, как говорится и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло нравственно — эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. У наших детей не достаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к природе, объектам природы. Ребенок не обидит увиденного одинокого котенка на улице, но и не поможет ему. Не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанное. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за растениями, животными зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольника часто преобладают эгоистические мотивы общения с объектом природы, тем не менее ему доступны добрые поступки.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.